Образовательный процесс сложный и часто требует индивидуального подхода к обучаемому. Это касается как дошкольных учреждений, так и школьных. Но чтобы грамотно подобрать тактику, следует определить особенности обучаемого. Эта и многие другие обязанности возлагаются на педагога-психолога.
Педагог-психолог: кто это?
Педагог-психолог — это специалист, чья работа направлена на адаптацию в коллективе с учетом особенностей психики и поведения. Эта профессия является штатной в любом образовательном учреждении.
Задачи педагога-психолога:
- создание комфортных условий для обучения;
- своевременное выявление конфликтов между воспитанниками;
- оказание психологической поддержки;
- контроль обучения в образовательных организациях;
- разработка коррекционных программ;
- оказание психологической помощи в процессе адаптации;
- оценка успеваемости детей;
- определение эффективности работы педагогов;
- проведение консультаций родителей.
Все требования к специальности педагога-психолога прописаны в должностных инструкциях.
Востребованность профессии
Психолог — это специалист, который помогает не только детям, но и учителям и родителям. Это объясняет высокую востребованность профессии. Трудностей, с которым нужно работать в учебных заведениях очень много. Есть ситуации, с которыми не справляются родители, полиция, педагоги. Профессия предполагает работу с такими сложностями, как подростковая зависимость, буллинг, некомпетентность учителя, неудовлетворительная семейная обстановка и так далее.
Педагог-психолог — это очень востребованная профессия в различных сферах:
- образовательные учреждения от детских садов до вузов;
- социальные службы;
- медицинские учреждения;
- компании и фирмы;
- исправительные учреждения;
- отделы кадров.
Помимо перечисленного, специалист может вести частную практику и консультацию клиентов.
Обязанности
Полный перечень должностных обязанностей педагога-психолога зависит от места работы, но в целом большое количество пунктов будет общим:
- работа по сохранению психического здоровья подопечных;
- анализ факторов, влияющих на развитие личности каждого участника;
- оценка психоэмоционального состояния;
- помощь в раскрытии потенциалов (прямая обязанность школьного специалиста);
- ведение документации;
- помощь в поиске выхода из конфликтных ситуаций;
- консультирование педагогов других школ;
- организация опросов, тренингов;
- разработка коррекционных программ;
- выявление детей из группы риска;
- ведение детей с отклонениями поведения;
- контроль успеваемости и своевременное выявление проблем;
- коррекция поведения учеников;
- проведение внеклассных мероприятий.
Таким образом, специалист помогает ученикам находить выход из конфликтов, адаптироваться в обществе и получать образование с учетом возможных трудностей. К нему обращаются не только для решения проблем, касающихся обучения, но и при возникновении сложностей в личной жизни.